Международный спор в международном праве это

Международное право

Международный спор в международном праве это

Главным судебным органом ООН является Международный Суд (МС), который занимается урегулированием споров между государствами в соответствии с нормами международного права.

  Международный Суд (МС) также выносит заключения рекомендательного характера по вопросам, поступающим от органов и специализированных учреждений системы ООН.

  В состав Международного Суда входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности  сроком на девять лет.

Помимо Международного Суда (МС) существует целый ряд международных судов и трибуналов, которые в разной степени ассоциированы с ООН.

  Например, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ),  Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), Специальный суд по Сьерра-Леоне, Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный трибунал по Ливану, которые были учреждены Советом Безопасности и которые являются его вспомогательными органами.  К этой категории относятся Международный уголовный суд (МУС) и Международный трибунал по морскому праву (МТМП), которые были учреждены в соответствии с соглашениями, разработанными в рамках ООН.  В настоящее время МУС и МТМП являются независимыми образованиями с особыми соглашениями о сотрудничестве. Другие международные суды могут функционировать независимо от ООН.

Что такое международное право?

Международное право определяет правовые обязанности государств в их взаимоотношениях друг с другом, а также обращении с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ.

Это касается широкого круга вопросов, находящихся под пристальным вниманием международного сообщества, таких, как права человека, разоружение, международная преступность, беженцы, миграция, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны и проч.

В сферу действия Международного права также входят такие глобальные вопросы, как, например, окружающая среда, устойчивое развитие, международные воды, космос, глобальные коммуникации и мировая торговля.

Совет Безопасности и международное право

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Некоторые из его действий имеют последствия для международного права, например те, которые касаются миротворческих миссий, специальных трибуналов и санкций.

Обязательный характер решений, принятых на основании главы VII Устава, является особенно актуальным в контексте рассмотрения этой темы.

В соответствии со статьей 13 (б) Римского статута, Совет Безопасности может передать некоторые вопросы Прокурору Международного уголовного суда (МУС), если они касаются международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, акты агрессии).

Генеральная Ассамблея и международное право

Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея уполномочена проводить исследования и выносить рекомендации по вопросам укрепления и кодификации международного права. Многие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи рассматривают конкретные направления международного права и отчитываются по ним на пленарных заседаниях.

Большинство правовых вопросов рассматриваются Шестым комитетом, который затем сообщает об этом на пленарном заседании. Комиссия международного права и Комиссия ООН по праву международной торговли представляют доклады Генеральной Ассамблее.

Генеральная Ассамблея также рассматривает вопросы внутреннего нормотворчества Организации Объединенных Наций, такие, как принятие Положений о персонале и о создании системы внутреннего правосудия.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам.  В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства — члены ООН. Текущая информация по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.

Комиссия международного права

Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права.

  Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. Информация о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли.

Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов.

Цель этой системы — содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.

Конвенция ООН по морскому праву

Конвенция ООН по морскому праву регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана.  Отдел ООН по вопросам мирового океана и морского права Отдела по правовым вопросам ООН выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.

Собрание договоров ООН

База данных договоров на хранении у Генерального секретаря и/или зарегистрированных в Секретариате ООН дает максимально полную информацию о более 560 важных многосторонних инструментах, находящихся на хранении у Генерального секретаря.

  Эти инструменты охватывают целый спектр вопросов, таких как права человека, разоружение, сырьевые товары, беженцы, экология и морское право.

  База данных фиксирует моменты подписания и ратификации инструментов государствами-членами и присодинения к ним, а также заявления, оговорки или возражения участвующих сторон.

Система внутреннего правосудия в ООН

Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году.

  Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности.

  Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам

Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.

Правовая техническая помощь государствам-членам

ООН предоставляет государствам-членам техническую помощь по широкому кругу правовых вопросов.  Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.

Программа помощи по вопросам международного права

Программа помощи в области преподавания, распространения информации и знаний о международном праве нацелена на обеспечение более глубокого понимания международного права, «как иструмента по укрепленнию международного мира и безопасности и обеспечения сотрудничества между государствами». Программа является важнейшим элементом деятельности ООН в области международного права.

Источник: https://www.un.org/ru/law/

Международный спор

Международный спор в международном праве это

Международный спор — это сформулированное расхождение во мнениях субъектов международного права в отношении фактов, права или политики, при котором требование или заявление одной стороны встречается с возражением, встречным требованием или отвергается другой стороной.

Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спора можно выделить следующие:

  • субъектный состав участников спора: государства, международные межправительственные организации;
  • разногласие должно быть конкретизировано, т.е. оно должно иметь вполне определенное содержание;
  • разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора.

Таким образом, «международный спор» – это не просто общие состояние взаимной неприязни или враждебности между государствами.

Две нации могут испытывать антипатию по отношению друг к другу, но при этом не иметь каких-либо конкретных разногласий; и наоборот, два государства могут быть в дружеских отношениях, но в то же между ними могут возникать разногласия по отдельным вопросам.

Более того, «международный спор» означает нечто большее, чем ситуация, в которой одна нация испытывает чувство обиды или гнева по отношению к другой; до тех пор, пока это чувство обиды не будет сформулировано в виде конкретного требования, которому противопоставляется требование другой стороны, между ними «спора» не возникает.

Международные споры являлись и являются неизбежным элементом международных отношений во все времена.

Как бы ни старалось международное сообщество искоренить самые истоки конфликтов, конфликты и споры будут возникать снова и снова.

В этих условиях становится актуальным развитие и совершенствование механизмов и процедур, призванных на основе международного права предотвращать и разрешать споры.

Классификация и виды международных споров

Классификация международных споров может производится по различным основаниям:

  • по характеру спора: юридические или политические;
  • по объекту или предмету спора: территориальные, торговые, инвестиционные, экологические и т. д.;
  • по степени опасности для международного мира и безопасности: угрожающие международному миру и безопасности или не угрожающие международному миру и безопасности;
  • по географическому охвату: локальные, региональные, глобальные;
  • по числу субъектов: двусторонние или многосторонние;
  • по видам субъектов: споры между государствами или споры с участием международных организаций;
  • по уровню представительства сторон: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

Деление споров на политические и юридические относительно.

Международное право представляет собой целостную систему, поэтому трудно утверждать, что те или иные виды споров по существу выходят за рамки компетенции суда или арбитража даже в том случае, когда стороны выразили свое согласие на судебное разбирательство.

Действительно, Международный суд ООН никогда не отказывался решать споры, ссылаясь на то, что они «политические», а не «правовые»; более того, подобное решение Суда привело бы к тому, что пришлось отклонить большое число дел, так как большинство международных споров имеют политическую окраску.

Международный спор и спорная ситуация

Спорная ситуация представляет собой столкновение интересов государств, не сопровождающееся взаимным предъявлением явных претензий, но порождающее напряженность в отношениях между ними.

Спорная ситуация понятие более широкое чем международный спор. Общее между ними – существование столкновения интересов государств. Однако в отличие от ситуации международный спор характеризуется наличием в отношениях государств четко сформулированных, взаимно предъявляемых претензий в отношении одного и того же предмета спора.

В основе любого спора лежит спорная ситуация, но не каждая ситуация перерастает в спор. Спорная ситуация появляется до возникновения спора и может продолжаться после его урегулирования.

Различие между спором и ситуацией также имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от ания, а при рассмотрении ситуации — не обязан.

В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст.

36), а также условия разрешения спора (ст. 37).

Международный спор и международный конфликт

Международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основным признаком спорной ситуации является наличие разногласия (взаимонесовместимых, взаимоисключающих целей и интересов); международного спора — наличие претензии одной стороны спора, отвергнутой другой. Признаком конфликта также является наличие разногласия, сопровождающегося резким обострением отношений между сторонами. Обострение ситуации обычно проявляется в поведении сторон конфликта.

Конфликт не является обязательным спутником международного спора или спорной ситуации. Спорная ситуация, как и международный спор, могут протекать без нагнетания международной обстановки, без крайнего обострения разногласий, хотя эскалация отношений может произойти в любой момент.

Спорная ситуация перерастает в международный спор, когда стороны сформулируют свои претензии и предъявят их друг другу (или одна сторона другой) и претензии будут взаимно отвергнуты (или одной из сторон).

Ни предъявление претензий, ни их отклонение еще не порождает конфликта.

Если стороны не склонны доводить обострение отношений до предела, разногласия могут быть урегулированы в рамках конструктивного сотрудничества.

Международный спор переходит в стадию международного конфликта, когда одна из сторон (или обе) осознают наличие непосредственной опасности для важных для себя интересов. Собственно конфликт начинается с момента первого столкновения сторон. Такое столкновение не обязательно проходит с использованием вооруженной силы.

Оно может сопровождаться устными угрозами, демаршами, ультиматумами, введением санкций и другими неконструктивными способами разрешения проблемы, когда разногласия между сторонами обостряются до предельного. Именно такого рода международные споры можно назвать международными невооруженными конфликтами.

Если для его разрешения применяются вооруженные силы, то спор становится вооруженным конфликтом.

Принцип мирного разрешения международных споров

Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Лишь с началом XX в. стал развиваться процесс формирования принципа мирного разрешения международных споров.

В 1907 г. была принята Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений. Однако приоритет мирных средств решения споров в данной Конвенции не устанавливался в качестве императивной нормы: государствам предлагалось всего лишь «прилагать усилия», да и то «по возможности».

Устав Лиги Наций, принятый в 1918 г., налагал на государств-членов этой организации более жесткие обязательства: не начинать войну, пока не пройдет три месяца со дня принятия решения относительно определенного спора международным арбитражем, судом или Советом Лиги Наций. В 1920 впервые был создан всемирный судебный орган – Постоянная палата международного правосудия.

Первым в истории международного права документом, предусматривавшим запрещение применения силы при разрешении международных споров, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога).

Принцип мирного разрешения международных споров окончательно оформился лишь в 1945 г. с принятием Устава ООН, ст. 2 которого устанавливает, что государства должны разрешать свои споры мирными средствами и только мирные средства являются единственно правомерными.

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров является общепризнанной императивной нормой (jus cogens) международного права, в соответствии с которой «споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Конкретные средства мирного урегулирования международных споров государства выбирают по обоюдному согласию в соответствии с обстоятельствами и характером спора.

В том случае, если спорящие государства не могут урегулировать свой спор при помощи одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Средства мирного разрешения международных споров

Наиболее распространенные и общепризнанные средства мирного разрешения международных споров перечислены в статье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Можно выделить дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров, характеризующиеся тем, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон, за которыми остается принятие окончательного решения; и судебные средства, отличающиеся тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением, а сами стороны ограниченны в возможности влиять на процесс рассмотрения спора. На практике различие между этими методами скорее теоретическое, нежели реальное: конкретный процесс урегулирования может сочетать элементы различных методов.

Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров

Переговоры — это процесс обсуждения и согласования позиций сторон, направленный на достижение взаимоприемлемого решения спорных вопросов.

Переговоры, как правило, являются основным элементом любого процесса урегулирования разногласий: использование других методов, включая судебное разбирательство, обычно предваряется, сопровождается и организуется в рамках какого-либо переговорного процесса.

Выбирая данную технику, стороны сохраняют максимальный контроль как над процессом урегулирования спора, так и над его результатом. Несомненно, переговоры являются наиболее доступным, гибким и эффективным средством мирного разрешения международных споров.

Добрые услуги и посредничество — это способы мирного решения международных споров, в которых государства, неспособные самостоятельно наладить между собой необходимые контакты, обращаются с просьбой к третьей нейтральной стороне или принимают ее предложение о содействии в проведении переговоров.

В случае добрых услуг роль третьей стороны обычно сводится к простому привлечению спорящих сторон к прямым переговорам и помощи в их проведении.

В случае посредничества посредник принимает более активное участие в переговорах: поддерживает конструктивный характер общения, ищет возможности для компромисса, вносит предложения от своего имени, помогает выработать и сформулировать параметры будущего соглашения.

Обследование (установление фактов) и примирение — это методы мирного урегулирования международных споров, которые применяются в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору.

Для осуществления процедуры обследования или примирения создается международная следственная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон, иногда возглавляемая представителем третьего государства или международной организации.

При обследовании работа следственной комиссии ограничиваться лишь установлением фактов, в то время как примирение кроме выяснения фактических обстоятельств, предполагает выработку конкретных рекомендаций сторонам спора.

За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Судебные средства разрешения международных споров

Арбитражное разбирательство — это передача спора на рассмотрение третьей стороне (арбитру). Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно.

Спорящие стороны сами определяют все стороны деятельности арбитража, включая его формирование, предмет спора, процесс и применимое право.

Хотя решение арбитража, как правило, является юридически обязательным, стороны могут договориться, что оно будет иметь лишь рекомендательный характер.

Судебное разбирательство — это передача спора на рассмотрение в Международный Суд или другой постоянно действующий судебный орган, призванный решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.

Как и в случае арбитражного разбирательства, если учредительные документы суда позволяют, стороны могут договориться не о юридически обязательном решении, а о консультативном или экспертном заключении, либо о декларативном суждении, определяющим принципы, которыми стороны должны руководствоваться при разрешении своего спора.

Урегулирование споров международными организациями

В отдельных случаях стороны могут обратиться к ООН, или к другой международной или региональной организации за содействием в разрешении их спора; либо ООН или другая международная организация может по собственной инициативе вмешаться в спор между государствами с целью его мирного урегулирования.

Иногда вмешательство международной организации может запросить третья сторона. Такое содействие может, в частности, осуществляться в форме добрых услуг, посредничества, обследования или примирения.

Права и обязанности сторон международного спора и полномочия организации регламентируются в уставах и других учредительных актах соответствующих организаций, впоследствии уточняются и развиваются на основе их практики.

Источник: http://interlaws.ru/mezhdunarodnyj-spor/

Разрешение международных споров мирными средствами

Международный спор в международном праве это

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • соответствующий понятийный аппарат, который позволит правильно использовать полученные знания;
  • • понятие и виды международных споров;
  • • понятие и виды международных средств разрешения международных споров;
  • • понятие и сущность политико-дипломатических средств урегулирования международных споров;
  • • понятие и сущность судебных средств мирного урегулирования международных споров;
  • • понятие и сущность механизмов мирного разрешения международных споров в международных организациях;

уметь

  • • анализировать, толковать и правильно применять нормы международных правовых актов, применяемых в случае возникновения международных споров;
  • • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения по поводу мирного урегулирования международных споров;
  • • принимать решения и совершать юридические действия в ситуациях возникновения международных споров в точном соответствии с основными принципами международного права;
  • • осуществлять правовую экспертизу международных нормативных правовых актов, касающихся мирного урегулирования международных споров;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам мирного урегулирования международных споров;
  • • самостоятельно и правильно составлять международно-правовые документы, необходимые для мирного урегулирования международных споров;

владеть навыками

  • • работы с международно-правовой терминологией по вопросам мирного урегулирования международных споров;
  • • работы с международными правовыми актами, касающимися мирного урегулирования международных споров;
  • • анализа правовых явлений, юридических фактов, международно-правовых норм и правоотношений, касающихся международных споров и средств их мирного урегулирования;
  • • анализа правоприменительной практики по мирному урегулированию международных споров;
  • • реализации норм международного права о мирном урегулировании международных споров.

Понятие и виды международных споров

Отношения между государствами и другими субъектами международного права могут складываться различным образом.

Они могут характеризоваться как мирные и дружественные, когда между сторонами отношений нет никаких разногласий относительно содержания своих прав и обязанностей, а могут перейти в кризисное состояние, когда стороны видят в поведении других угрозу своим законным правам и интересам, что может привести к ухудшению взаимных отношений, а в ряде случаев обострить международную обстановку до такой степени, что она будет квалифицироваться как угрожающая международному миру и безопасности. Поэтому международное право уделяет внимание поддержанию и сохранению дружественных отношений между государствами и другими субъектами международного права, в том числе предусматривает специальные мирные средства урегулирования международных споров.

Для правильного решения вопроса о возможности применения мирных средств урегулирования необходимо дать точную квалификацию характеру сложившихся конфликтных отношений. В теории и практике международного права различаются несколько форм противостояния между субъектами международного права.

На начальной стадии зарождения разногласий, когда происходит незначительное обострение отношений, принято говорить о возникновении ситуации. В частности, в ст. 34 Устава ООН говорится о ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор.

В науке под ситуацией принято понимать совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами международного права вне связи с конкретным предметом какого-либо международного спора.

Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения, что позволяет определить ситуацию как состояние потенциального спора.

Что же касается международного спора, то он представляет собой такое состояние отношений между субъектами международного права, которое вызвано столкновением их интересов и которое порождает разногласия между ними.

В случае возникновения спора субъекты международного права выдвигают взаимные притязания по неурегулированным между ними вопросам, которые касаются их прав и интересов, толкования международных договоров и иных объектов.

Таким образом, когда разногласия достигают состояния спора, они характеризуются определенным предметом и активными действиями спорящих сторон (выдвижение притязаний и др.).

От международного спора следует отличать такую форму международного конфликта, как международное правонарушение, которое порождает не просто разногласия между заинтересованными субъектами международного права по какому-либо вопросу, а разногласия, вызванные несоблюдением одним из них своих международных обязательств, что причиняет вред другому субъекту или субъектам. В случаях международных правонарушений конфликты разрешаются как при помощи мирных средств, так и путем применения международно-правовых санкций, если правонарушитель отказывается прекратить международное правонарушение и (или) выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности.

Международные споры, равно и международные ситуации должны быть урегулированы исключительно мирными средствами. При этом в п. 1 ст. 36 Устава ООН признается необходимость учета характера международного спора или ситуации при выборе соответствующей процедуры или методов урегулирования.

В науке международного права приводятся различные критерии для классификации международных споров. Если обратиться к Уставу ООП, то в нем упоминаются следующие виды международных споров:

  • – споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, – это наиболее важная категория международных споров, которая постоянно находится в поле зрения Совета Безопасности ООН;
  • – любые споры;
  • – местные споры;
  • – споры юридического характера.

Для определения того, какие споры являются юридическими, обратимся к ст. 36 Статута Международного суда ООП, согласно которой к ним относятся споры:

  • а) касающиеся толкования договоров;
  • б) о любом вопросе международного права;
  • в) о наличии факта, представляющего нарушение международных обязательств;
  • г) о характере и размерах возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

В отечественной и зарубежной науке международного права идет дискуссия о возможности разделения международных споров на политические и юридические. Выше было показано, что Устав ООН признает наличие международных юридических споров, когда их предмет относится к сфере действия международного права.

Однако в Уставе ООН нет определения политических споров, если не считать того, что в нем указана одна из их разновидностей – споры, угрожающие поддержанию международного мира и безопасности.

Если обратиться к истокам подобных дискуссий, то можно обратить внимание на то, что они порождены излишне категоричным утверждением о наличии зависимости выбора мирных средств урегулирования от характера международного спора. Так, согласно такой точке зрения споры юридического характера должны быть урегулированы соответственно исключительно правовыми средствами, т.е.

при помощи судебных процедур. Со своей стороны политические споры не могут быть предметом судебного (или арбитражного) разбирательства, для их урегулирования непременно должны применяться политические средства (переговоры и т.д.).

Представляется, что подобная концепция взаимосвязи и жесткой детерминированности выбора мирных средств урегулирования от двух основных видов международных споров не имеет под собой достаточных научных оснований.

Ее последовательное проведение может привести к игнорированию государствами и другими субъектами международного права своих международных обязательств.

Более того, ее несостоятельность следует из того, что в силу принципа мирного урегулирования международных споров за сторонами спора сохраняется право свободного выбора мирных средств урегулирования, в то время как указанная концепция вступает в явное противоречие с данной общепризнанной нормой международного права.

Более здравой выглядит идея разделения международных споров на политические и юридические с учетом их конкретного содержания и правовых последствий.

На практике, конечно, приходится учитывать, что какой-либо спор между субъектами международного права вызван политическими причинами или влечет за собой серьезные политические последствия, в то время как другой спор находится исключительно в юридической плоскости и нуждается в юридической оценке.

Разумеется, такое противопоставление носит весьма условный характер, поскольку любой спор между субъектами международного права неизбежно будет иметь политический характер, так как в нем участвуют государства, а в любом политическом споре всегда можно встретить международно-правовые аспекты.

Действительность международных отношений такова, что большинство международных разногласий имеет смешанный характер, т.е. в них присутствуют некоторые юридические аспекты и они всегда имеют какое-либо политическое значение.

В международных отношениях с давних пор проводилось различие между мирными и немирными (военными) средствами урегулирования международных споров.

Запрет на использование силы в международных отношениях и обязательство разрешения международных споров исключительно мирными средствами, установленные в Уставе ООН, исключают в современных условиях возможность правомерного обращения к силе для урегулирования международных споров.

Термин “мирное урегулирование международных споров” берет свое начало от Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг.

, поэтому его употребление связано с конкретными международными договорами, участники которых стремятся предусмотреть специальные механизмы для урегулирования потенциальных споров между собой.

Разумеется, ряд положений международных договоров, в том числе принятой на Гаагских конференциях Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г., носят общий характер, т.е. применяются к различными ситуациям и спорам между государствами.

Другие, как, например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., предусматривают механизмы урегулирования исключительно специальных (в случае Конвенции ООН по морскому праву – морских) споров, возникающих в процессе применения соответствующих международных договоров, иными словами, они имеют вспомогательный по отношению к основному договору характер.

Под мирными средствами разрешения международных споров понимаются международно-правовые методы урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами и нормами международного права, а также с учетом принципов справедливости, без применения вооруженной силы и принуждения в какой-либо форме, несовместимой с Уставом ООН.

В общем виде мирные средства урегулирования международных споров перечислены в ст. 33 Устава ООН, которая упоминает переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениям и др.

Так как международные споры имеют различный характер, то к ним применимы различные формулы урегулирования, процедуры осуществления которых также различны.

Чаще всего в зависимости от их характера применяемые средства мирного урегулирования международных споров можно разделить на политико-дипломатические, к которым относятся переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, следственные и согласительные комиссии, урегулирование в рамках международных организаций, и судебные или юридические (международное судебное и арбитражное разбирательство). Ряд юристов считает, что в современный период между государствами возникает большое количество специальных споров (о договорах, касающихся установления границ между государствами, по экономическим вопросам, статусу морских вод, радиокоммуникациям, в сфере авиации и т.д.), которые должны привести к возникновению третьей группы мирных средств, носящих специальный характер, таких как специализированные комиссии, комитеты ММПО и т.д.

Источник: https://studme.org/85472/pravo/razreshenie_mezhdunarodnyh_sporov_mirnymi_sredstvami

ПраваСвет
Добавить комментарий