Норма рабочего времени водителя

Рабочее время водителей

Норма рабочего времени водителя

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности.

Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России.

Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля.

С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример графика работы (сменности) водителей

Источник: https://spmag.ru/articles/rabochee-vremya-voditeley

Об учёте рабочего времени водителей

Норма рабочего времени водителя

1.1.

Данное Положение разработано в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года N 153 о длительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейским соглашением относительно работы экипажей транспортных средств, которые выполняют международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодексом законов о труде Украины и Законами Украины «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении».

1.2. Данное Положение устанавливает особенности регуляции рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — водители) и порядок его учета.

1.3. Требования данного Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами (далее — ТС).

1.4. Данное Положение не распространяется на перевозку пассажиров и/или грузов, которые осуществляются:

физическими лицами за собственный счет для собственных потребностей без использования труда наемных водителей;

во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

для потребностей Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, а также Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерства здравоохранения Украины;

сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки выполняются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.

1.5. В данном Положении термины употребляются в таком значении:

автомобильный перевозчик — физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров и/или грузов транспортными средствами (далее — Перевозчик);

отдых — непрерывный период времени, который водитель может использовать по своему усмотрению;

график сменности — документ, определяющий начало и конец рабочей смены на каждый день календарного месяца, а также выходные дни;

сменный период управления — суммарная длительность периодов управления за рабочий день (смены);

сменный перерыв — суммарная длительность перерывов за рабочий день (смены);

ночное время — период суток с 22 часов до 6 часов;

подготовительно-заключительный период — время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении;

рабочая смена — период работы водителя в соответствии с графиком сменности;

рабочее место водителя — место за рулем ТС или место, где он осуществляет исполнение своих обязанностей, определенных трудовым договором;

рабочее время водителя — время, в течение которого водитель обязан исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

тахограф — контрольное устройство, которое устанавливается на ТС для показа и регистрации информации о движении ТС;

неделя — период времени с 00.00 часов в понедельник до 24.00 часов в воскресенье;

ежедневный отдых — сменный отдых водителя на протяжении суток;

еженедельный отдых — отдых водителя в неделю.

II. Рабочее время

2.1. В рабочее время водителя включаются:

а) сменный период управления;

б) подготовительно-заключительный период;

в) время простоев не по вине водителя;

г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);

ґ) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении;

д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);

е) время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;

є) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугороднего соединения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;

ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.

2.2. Нормальная длительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, у которых установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, длительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком смен, которые утверждает Перевозчик по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с соблюдением установленной длительности рабочей недели.

Для водителей, у которых установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, длительность ежедневной работы не может превышать 7 часов.

В канун выходных дней длительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать 5 часов.

В канун праздничных и нерабочих дней длительность работы водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Длительность работы (смены) водителя в ночное время сокращается на один час.

2.3. Если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная длительность рабочего времени, допускается внедрение просуммированного учета рабочего времени с тем, чтобы длительность рабочего времени за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов.

Решение о внедрении просуммированного учета рабочего времени принимается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

В случае просуммированного учета рабочего времени водителя нормальная длительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 часов.

Если нормальная длительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидание в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, длительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления на протяжении дня (смены) не превышает 9 часов.

2.4. При просуммированном учете рабочего времени труд водителей регулируется графиком смен водителей колесных транспортных средств (приложение 1), которые составляются на весь учетный период и которыми определяется длительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смен) и выходных дней.

2.5. График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.

2.6. Состав работ подготовительно-заключительного периода, время на их выполнение и время на проведение медицинского осмотра водителя (подпункты «б», «ґ» пункта 2.1 данного Положения) устанавливаются Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.7. Время охраны ТС с грузом или без него (подпункт «е» пункта 2.1 данного Положения) засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени. Конкретная длительность времени охраны груза и ТС, которое засчитывается водителям в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.8. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС, при направлении в рейс двух водителей (подпункт «є» пункта 2.1 данного Положения) засчитывается ему в размере не менее 50 процентов рабочего времени.

Конкретная длительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС при направлении в рейс двух водителей, который засчитывается в рабочее время, устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

2.9.

Для водителей автобусов, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки, по их согласию может устанавливаться рабочий день с распределением смен на две части при условии, что длительность этих частей не превышает 4 часов с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом длительность перерыва между частями смен должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смен в рабочее время не включается.

2.10. Водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормируемый рабочий день, то есть сверх нормальной длительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре.

Водителям с ненормируемым рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость исполнения служебных заданий сверх установленной длительности рабочего времени.

2.11. Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статей 62 — 64 Кодекса законов о труде Украины.

Сверхурочными считаются работы сверх установленной длительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 данного Положения.

III. Период управления

3.1. Сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов.

3.2. Для водителей ТС, которые осуществляют перевозку тяжеловесных, и (или) крупногабаритных, и (или) опасных грузов, сменный период управления, включая сверхурочные работы, не должен превышать 8 часов.

3.3. Сменный период управления водителя (не плановый, а фактический) может быть увеличен сверх установленной пунктами 3.1 и 3.2 данного Положения нормы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия и тому подобное).

3.4. Длительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.

3.5. На автобусные маршруты протяжностью свыше 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.

IV. Перерывы

4.1. После управления в течение четырех часов водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания длительностью не менее 45 минут, если не наступает период ежедневного (межсменного) отдыха.

4.2. Этот перерыв может быть заменен перерывами длительностью не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после этого периода с учетом требований пункта 4.1 этого раздела.

4.3. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время водителя.

4.4. Длительность перерыва для отдыха и питания устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

4.5. Водители используют время перерыва по своему усмотрению.

Источник: https://auditor.od.ua/ob-uchyote-rabochego-vremeni-voditelej/

Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта – 2019

Норма рабочего времени водителя

1.

Настоящее Положение определяет особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, за исключением автомобильных перевозок глав государств, глав и членов парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технического персонала этих делегаций, а также воинских автомобильных перевозок (далее, если не указано иное, – водители).

2. В отношении водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.

3. Режим рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности).

Графики работ (сменности) разрабатываются в соответствии с законодательством о труде и настоящим Положением.

Для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях – графики работ.

Графиками работ (сменности) устанавливаются время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, рабочие и выходные дни, в том числе любой порядок их чередования, графиками сменности – также последовательность чередования водителей по сменам.

Графики работ (сменности) утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзом и доводятся до сведения водителей не позднее одного месяца до введения их в действие.

В случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения. Изменения в графики работ (сменности) вносятся с согласия водителей, утверждаются нанимателем и доводятся до сведения водителей не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню.

4. При выполнении междугородной автомобильной перевозки, когда водитель за установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы (смены) не может вернуться к постоянному месту работы, наниматель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля в пути с учетом норм настоящего Положения.

5. Для водителей, выполняющих городские и пригородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении, нанимателем может быть установлено дежурство в резерве, при котором водитель находится в специально оборудованном помещении в организации или пассажирском терминале в постоянной готовности к выезду на линию.

6. Иные вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются законодательством о труде.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО УЧЕТ

7. В течение рабочего времени водитель выполняет свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка, рабочей инструкцией.

8. Началом работы считается время явки водителя к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиком работ (сменности), а окончанием работы – время фактического освобождения его от выполнения трудовых обязанностей после проведения заключительных работ по сдаче автомобиля в пункте смены или возврату его к месту стоянки.

Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.

В отдельных случаях начало и окончание работы может устанавливаться вне постоянного места работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).

При выполнении междугородной автомобильной перевозки началом работы водителя в пути считается время окончания установленного графиком работ (сменности) времени отдыха, а окончанием работы – время начала отдыха по графику работ (сменности) в промежуточном или конечном пункте маршрута.

9. В рабочее время водителя включается:

  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (получение, оформление, сдача транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др.); время проведения предрейсового медицинского обследования; время управления автомобилем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
  • время стоянки в пунктах погрузки (разгрузки) грузов, в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя;
  • время дополнительных специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
  • время проведения работ по устранению возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах маршрута при выполнении междугородных автомобильных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем; время проведения стажировки в качестве водителя-наставника; время дежурства в резерве;
  • иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

10. Нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) устанавливается продолжительность:

  • подготовительно-заключительного времени исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время;
  • времени проведения предрейсового медицинского обследования.

11. Сменный режим работы определяет последовательность чередования водителей по сменам.

Сменной работой считается работа в две и более смены. При сменной работе водители чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

12. Для водителей может быть установлен режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается и используется водителем по своему усмотрению.

Перерывы между частями рабочего дня предоставляются в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя.

Отнесение времени перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха осуществляется нанимателем с согласия водителя.

13. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени определяется нанимателем и не может превышать одного календарного года.

Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии с законодательством о труде.

Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.

14. При суммированном учете рабочего времени еженедельная продолжительность рабочего времени водителей может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю. При этом ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителя не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения.

15. Продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 часов по согласованию с профсоюзом (при его наличии) при выполнении:

15.1. городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

15.2. междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;

15.3. автомобильных перевозок для собственных нужд.

16. Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 часов более двух календарных дней подряд.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.

17. Водителям при сменной работе и (или) водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни предоставляются в различные дни недели согласно графикам работ (сменности).

18. Ненормированный рабочий день не устанавливается водителям при сменной работе, суммированном учете рабочего времени и иных случаях в соответствии с законодательством о труде.

19. Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия водителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде, а также коллективным договором, соглашением.

При суммированном учете рабочего времени количество сверхурочных часов работы определяется по окончании учетного периода как разница между фактически отработанным временем (согласно документам по учету рабочего времени), включая работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, выполненную сверх установленной нормы рабочего времени, и нормой рабочего времени, установленной графиком работ (сменности) на учетный период.

20. Учет рабочего времени водителей осуществляется в табелях использования рабочего времени и других документах.

Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.

Если в месте служебной командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности на основании подтверждающих документов с места командирования.

В случае возвращения водителя из служебной командировки за пределами рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности), рабочее время водителя учитывается по фактической продолжительности.

ГЛАВА 3
ВРЕМЯ ОТДЫХА

21. Водителям в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который используется водителем по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 40 минут.

Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, не позднее чем через 4 часа после начала работы.

Время предоставления перерыва(ов) для отдыха и питания и его (их) продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем и нанимателем.

22. После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю должен предоставляться дополнительный специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем продолжительностью не менее 10 минут, который может быть присоединен к последующему перерыву после непрерывного управления автомобилем в течение 4 часов.

В случае, когда время предоставления дополнительного специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, дополнительный специальный перерыв не предоставляется.

23. Минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности работы (смены), предшествующей отдыху.

Если продолжительность работы по графику работ (сменности) больше 8 часов, уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.

Для водителей, которым установлены суммированный учет рабочего времени и (или) режим работы с разделением рабочего дня на части, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы может быть уменьшена нанимателем с согласия водителя до 12 часов. При этом одна из частей ежедневного (междусменного) суммированного отдыха не может быть менее 10 часов, а при выполнении автомобильных перевозок для собственных нужд – менее 9 часов.

24.

При выполнении междугородных автомобильных перевозок продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, на конечном или промежуточном пункте маршрута, в случае если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, не может быть менее половины времени работы (смены), предшествующей отдыху, с соответствующим увеличением продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

25. При сменной работе, а также при суммированном учете рабочего времени минимальная продолжительность еженедельного отдыха может исчисляться в среднем за учетный период. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха в среднем за учетный период должна быть не менее 42 часов.

26. Число дней еженедельного отдыха водителя в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца.

Привлечение водителя к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего распорядка или графиком работ (сменности), допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде.

Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней в год каждого водителя.

В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые водитель привлекался к работе без его согласия в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде.

Источник: http://ohranatruda.of.by/polozhenie-o-rabochem-vremeni-i-vremeni-otdykha-voditelej-avtomobilnogo-transporta-2019.html

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Норма рабочего времени водителя

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

Предрейсовый осмотр

15 минут

15 минут

Управление ТС

30 минут

30 минут

Погрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Охрана груза

2 часа

40 минут (30 %)

Разгрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Послерейсовый осмотр

15 минут

15 минут

ИТОГО

10 часов

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушения

Размер штрафа

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

ПраваСвет
Добавить комментарий