Право на получение образования

Право на Образование

Право на получение образования

Право на образование гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”.

Конституция РФ как источник права на образование

В ч.1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование:

  • в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и
  • Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Право на образование — это право человека на получение:

  • определенной суммы знаний,
  • культурных навыков,
  • профессиональной ориентации,
  • необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Под образованием в Конституции РФ понимается:

  • целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
  • сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность:

  • дошкольного,
  • основного общего и
  • среднего профессионального образования
  • в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого.

В ч.3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует:

  • получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
  • гражданам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени;
  • послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. 

В ч.4 статьи 43 устанавливается:

  • что основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными;
  • основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы;
  • в 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию;
  • конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих.

Частью 5 статьи 43 предусматривается:

  • что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;
  • государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом;
  • федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
  • применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации;
  • федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план;
  • при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. 

Статья 43 Конституции РФ

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование и Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии:

  • с законодательством Российской Федерации и
  • нормами международного права.

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie

Право на образование

Право на получение образования

Право человека на образование можно охарактеризовать как «право на расширение прав и возможностей». Оно дает человеку более эффективный контроль над ходом своей жизни и, в частности, контроль над политикой и действиями государства в отношении самого человека. Другими словами, реализация права на образование позволяет человеку пользоваться преимуществами других прав.

Осуществление многих гражданских и политических прав, таких как свобода информации, свобода выражения мнений, право избирать и быть избранным, а также многих других, зависит, по крайней мере, от минимального уровня образования.

Аналогичным образом, воспользоваться рядом экономических, социальных и культурных прав, таких как право на свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, пользование результатами научно-технического прогресса и доступ к высшему образованию на основе способностей, возможно главным образом только после получения минимального уровня образования.

То же самое справедливо и в отношении права на участие в культурной жизни. Для этнических и языковых меньшинств право на образование является важным средством сохранения и укрепления своей культурной самобытности.

Образование может способствовать (хотя и не гарантирует) пониманию, терпимости, уважению и дружбе между народами, этническими или религиозными группами и может помочь созданию универсальной культуры прав человека.

История права на образование

До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь.

Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства.

В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф.

Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества.

Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

Во второй половине 19-го века право на образование получает явное признание.

Конституция Германской империи 1871 года содержала раздел, озаглавленный «Основные права немецкого народа», аналогичным образом в немецкую Веймарскую конституцию 1919 года был включен раздел «Образование и школьное обучение», в котором прямо признается обязанность государства гарантировать образование на основе системы бесплатного и обязательного школьного обучения.

Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

Право на образование в международном праве

Право на образование имеет прочное основание в международном праве в области прав человека. Оно закреплено в нескольких универсальных и региональных документах по правам человека. Примерами являются:

На региональном уровне:

  • Европейская конвенция о правах человека и основных свободах (ст. 2 Протокола № 1);
  • Американская конвенция о правах человека (ст. 13 Дополнительного протокола к Американская конвенция о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав)
  • Африканская хартия прав человека и народов (ст. 17).

права на образование

Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

  • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
  • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
  • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
  • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
  • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
  • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
  • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
  • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

Обязательства государств в отношении права на образование

Право на образование предусматривает определенные обязательства со стороны правительства. Государства должны уважать, защищать и осуществлять право на образование.

Обязательство уважать требует от государств воздерживаться от принятия мер, которые прямо или косвенно затрудняют или препятствуют осуществлению права на образование.

Государства должны, в частности, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные учебные заведения для обучения своих детей и право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Следует в равной степени уважения относится к обучению мальчиков и девочек, как и представителей всех религиозных, этнических и языковых групп.

Обязательство защищать требует от государств принимать законодательные, административные и иные меры для недопущения посягательств со стороны третьих лиц на осуществление права на образование. Государствам следует обеспечить, чтобы частные школы не допускали дискриминационную практику или не применяли телесные наказания.

Обязательство осуществлять требует от государств принятия соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных, стимулирующих и иных мер содействующих и помогающих отдельным лицам и общинам пользоваться правом на образование.

Лучшим примером для иллюстрации данной обязанности является статья 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой новые государства-участники, которые еще не установили обязательное бесплатное начальное образование, обязаны «выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет … принципа обязательного бесплатного всеобщего образования».

Компоненты права на образование

В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства.

Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д.

Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

  1. недопущение дискриминации – образование должно быть доступно для всех, особенно для наиболее уязвимых групп населения, де-юре и де-факто без дискриминации по каким бы то ни было признакам;
  2. физическая доступность – образование должно быть в пределах безопасной физической доступности: географическое размещение образовательных учреждений должно производиться с учетом удобства посещения (например, районные школы), внедряться современные технологии (например, программы «дистанционного обучения»);
  3. экономическая доступность – образование должно быть доступным для всех. Этот критерий доступности зависит от дифференциальной формулировки статьи 13 (2) Международного пакта в отношении начального, среднего и высшего образования: тогда как начальное образование должно быть «бесплатным для всех», государства должны стремиться к постепенному введению бесплатного среднего и высшего образования.

Приемлемость – форма и содержание образования, включая учебные планы и методики преподавания, должны быть приемлемыми (например, учитывать культурные особенности и быть надлежащего качества) для учащихся и в соответствующих случаях для родителей. Школы также должны соответствовать стандартам охраны здоровья и безопасности, учителя должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, а дисциплинарная политика не должна умалять «достоинство» ребенка.

Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях.

Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

Источник: http://interlaws.ru/pravo-na-obrazovanie/

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Право на получение образования

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

Включает все изменения до 6 марта 2019 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

ПраваСвет
Добавить комментарий