Приказ о местничестве

Уничтожение местничества – история России

Приказ о местничестве

22.06.2018

Берх В. Царствование царя Федора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта. Ч.1. — СПб., 1834. — 162 с.

Указ против местничества

Царь Алексей Михайлович, ведя 13 лет войну с поляками и шведами, приказал не считаться с местничеством. Сему примеру последовал и Царь Федор Алексеевич, при втором Чигиринском походе.

Именным указом велено было: покаместа Турская война минется и ни кому ни с кем нынешним разрядом, ныне и впредь в отечестве не считаться, и нынешнего разряду в отеческих делах в случай никому не ставить, и ни кому ни кого тем не попрекать, и в разряд к отеческим счетным делам ныне ни у кого ни на кого не принимать.

А кто, сказано далее, не будет сему указу повиноваться, тому быть: в наказании, разорении и в ссылке безо всякого милосердия и пощады. (С. 48)

Речь царева

Лица сии, Января 12-го, собрались в Царские чертоги и Князь Василий Васильевич Голицын прочитал им, по воле Государевой, челобитную выборных лиц.

По выслушании оной, Царь Федор Алексеевич произнес речь, в которой изложа как впредь от местничества, при ратных и посольских делах происходивший, так и действия Деда своего и Родителя к отклонению пагубного местничества, и несчастие от оного происшедшее под Конотопом и Чудновым просил: всем разрядам и чинам быть без мест, или по прежнему быть с местами?

Решительное положение уничтожить местничество

Власти отвечали на сие протяжною речью, в которой превознося мудрую прозорливость Царя, заключили оную следующими словами: «будем молить, дабы Господь Бог такое царское намерение благоволил привести к совершению, чтобы от того любовь сохранялась, вкоренялась в сердца и Царствие твое мирно строилось.»Бояре, Окольничие и ближние люди присовокупили к сему, дабы Государь указал: разрядные случаи отставить и совершенно искоренить, дабы впредь те случаи никогда не вспомянулись. А кто кого укорит, того лишать чести, и вотчины его взять на Государя безпотворно.

В следствие сего общего одобрения, Государь приказал Князю М.Ю. Долгорукову и Думному Дьяку Семенову принести к себе Разрядные Книги, и отобрав записки о разрядных случаях, придать все сие огню. Всем исполнять службы без мест, друг друга не укорять и никому ни над кем не возноситься.

Сожжение Разрядных Книг

Уничтожение местничества
// История России в картинах. Вып.VI. / сост. В.Золотов. — СПб., 1865. — С. 64

Того же, 19-го Января, все помянутые книги сожжены в сенях передней Государской Палаты. Патриарх, все Духовные власти и бывшие в собрании посторонние лица, не трогались с мест до тех пор, пока помянутые книги совершенно не сгорели.

Соборное Деяние сие утверждено собственноручною подписью Царя: во утверждение сего Соборного деяния и в совершенное гордости и проклятых мест в вечное искоренение Моею рукою подписал.

Далее подписались: Патриарх, 6 Митрополитов, 2 Архиепископа, 3 Архимандрита, 42 Боярина, 28 Окольничих, 19 Думных Дворян, 10 Думных Дьяков, 46 Стольников, 2 Генерала, Полковников, 3 Стряпчих, 4 Дворян и 1 Жилец.

Уничтожение местничества было конечно необходимым в Царстве, вошедшем в состав образованных Европейских Государств, но Царю Федору Алексеевичу уже не так трудно было совершить сей подвиг; ибо в 13 лет войны, которую вел Царь Алексей Михайлович с Польшей и Швецией, местничество было уничтожено. (С. 88-90)

Источник:

Местничество в истории и причины его отмены

> История > Местничество в истории и причины его отмены

Местничество — это специфическая система распределения должностей на Руси в Средние века. При получении служебного места брали во внимание знатность рода. Это породило монополизацию, которая давала способность получать высокие места только князьям и боярам, оставляя ни с чем поместных дворян являющихся опорой Русского государства и становлением централизованной системы в стране.

История появления местничества

Местничество — это система, позволяющая распределить должности в зависимости от знатности рода и служебного положения родственников. Появилась такая система ещё в начале XV века, но продержалась сравнительно недолго. 12 января 1682 года, местничество было отменено приговором Земского Собора.

Предпосылок к появлению местничества в Средние века было много. Основную роль сыграли перенятые элементы из польско-литовского законодательства.

Именно там впервые стали активно развивать передачу власти по наследству или получение должности согласно знатности рода.

Иерархия распределения должностных ролей запутана, из-за чего часто среди родственников вспыхивали скандалы, которые мог разрешить только царь с участием чиновников разрядного приказа.

Выделяют несколько критериев, оказывающих большое влияние на получение высокой должности.

  1. При распределении должностных мест учитывался возраст. Например, старший брат или сестра всегда имел приоритет при получении высокого служебного места.
  2. Положение на службе давало право иметь больший приоритет для продвижения по карьерной лестнице. Если человек проявил себя во время службы в армии или на работе, он получал незначительный перевес перед родственниками. Этот фактор учитывался, если члены семьи находятся в равном положении.
  3. Основную роль играла фамилия. В зависимости от занимаемой служебной ступени родственниками распределялись должности между остальными членами семьи.

Эта система была отменена 1682 году приговором Земского Собора по приказу Фёдора Александровича и причиной этому послужила борьба за укрепление вооружённых сил России.

Оценка местнической системы в истории

Большинство историков склоняются к негативному влиянию местничества на развитие Русского государства, так как служебные места распределялись по знатности. Таким образом, большая часть контролирующих мест в государстве занимали люди, которые не имели способностей или талантов при руководстве страны.

В истории есть немало примеров, когда глупость людей высокого сословия приводила к большим проблемам. Местничество также позволяло практически гарантировать высокое место людям из знатного рода и поэтому многие не проявляли должного старания в достижении высокого положения и обучению контролю государством.

Даже несмотря на большие отрицательные качества такой системы, находятся и положительные стороны. Местничество в каком-то роде примиряло аристократов из разных государств.

На рубеже XV—XVII века аристократия состояла из татарских царевичей, русских князей, появившихся при присоединении новых земель, и литовско-русских беглых бояр. Каждый из них благодаря системе знал должность, которую он займёт, и что перейдёт по наследству благодаря знатному имени семьи.

Подобное распределение должностей исключало множество споров и конфликтов, которые могли бы возникнуть среди людей различных по характеру, национальности и менталитету.

Основные проблемы местничества

Первая проблема, которая привела к ограничению системы местничества, связана с военными реформами. Они были проведены при правлении Ивана Грозного. При системе местничества посты в армии занимали согласно родословной, что негативно сказывалось на боевой подготовке.

Многие члены семьи, получившие пост по наследству, не представляли, как руководить армией и тем более воевать. Первые поправки в этой системе коснулись как раз распределения должностей в русской армии.

Иван Грозный запретил использовать местничество и оставил эту систему только политической системе, но и тут были свои проблемы.

Бояре, призванные на службу согласно своей родословной линии, перестали поддерживать и развивать государство. Основное время уходило на семейные споры и выяснение положения перед царём.

Как правило, местническая система определяла даже место за столом с русским государем, и многие отстаивали свою позицию по этому вопросу, доказывая своё более высокое положение.

Споры приходилось решать царю и в какой-то момент таких «местнических споров» стали слишком много.

Подобные негативные стороны местнической системы приводили к тому, что она теряла свою весомость при распределении должностей. Такому повороту событий способствовал и русский государь, который постоянно вносил свои поправки.

В какой-то момент местничество полностью утратило свою работоспособность, но официально оно было отменено только через 100 лет, 12 января 1682 года решением Земского Собора.

Все книги, которые описывали системы местничества, были сожжены в том же году.

Использование системы местничества сегодня

Современные государства официально не используют и негативно относятся к использованию местничества, но есть и неофициальное распространение. В большинстве стран СНГ на неофициальном уровне происходит передача власти или служебных мест по наследству.

Это нарушает не только имидж государств, но и приводит к ухудшению работы в различных сферах. Например, если отец был первоклассным хирургом, это не значит что его сын или дочь будут иметь такие же знания и талант.

Передача служебного положения по родословной негативно сказывается на работе и успехе самого человека, ведь груз ответственности и ожиданий после родственника возрастает.

В России с подобной проблемой борются такими путями, как:

  • привлечением молодых специалистов сразу после получения необходимого образования;
  • контролем качества выполненной работы.

Бывает даже что фирмы или государственные организации принимают на работу только 1–2 человек с семьи.

Заключение

Изучая историю России обязательно нужно знать определение, когда было создано и причины отмены местничества. Википедия, различные литературные издания, видеоматериалы и мнения множества историков помогут шире разобраться в этом вопросе и, возможно, раскрыть свою точку зрения по этому вопросу.

Источник:

Царь Феодор Алексеевич отменил местничество – получение государственных постов в зависимости от родовитости :: Издательство Русская Идея

12.01.1682 (25.01). – Царь Феодор Алексеевич отменил местничество – систему получения государственных постов по степени родовитости.

Сожжение разрядных книг в царском дворце. К.В. Лебедев, 1897

Царь Феодор Алексеевич (1661–1682) в своей недолгой жизни царствовал всего шесть лет. Однако в его правление в России было проведено немало реформ (см.

в его биографической статье), которые можно считать упразднением вековых традиций Московской Руси, отстававших от потребностей социально-экономического развития. Важнейшей из этих реформ была отмена местничества решением Земского Собора 1682 г.

Собор был созван «для устроения и управления ратного дела», но провел и реформу административного управления, отменив систему местничества.

До тех пор существовали правила, когда каждый дворянин при вступлении на административную, военную или придворную службу получал чин в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате его предки, минуя низшие должности.

В такой системе служебной иерархии положение человека зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Название местничества произошло от давнего обычая занимать место на пиру в соответствии со знатностью.

При Иоанне Грозном был составлен «Государев родословец», в котором была перечислена высшая знать, и «Государев разряд» – списки назначений на высшие должности, начиная со времен Иоанна III.

На основе «Родословца» и «Разряда» производились все новые назначения, причем местнические правила были очень сложны при наличии других близких родственников (кто знатнее?) и тем более, когда заходил спор двух разных родовитых семей.

В этом случае рассматривались все исторические прецеденты, записи о назначениях, семейные воспоминания о том, кто и на каком месте сидел при таком-то Великом князе или Царе. Нередко назначаемый на должность бил челом Государю о том, что ему негоже служить ниже такого-то боярина, ибо такая «потеря чести» могла создать прецедент и для понижения статуса у потомства.

Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска. По этой причине уже с XVI века во время военных походов Царь особым указом повелевал всем «быть без мест».

К тому же система местничества мешала и накоплению должного опыта работы управленцами, и обновлению административного слоя свежими способными кадрами, и борьбе с шляхетскими нравами родовитого боярства. Назревшее решение Собора сжечь разрядные книги с перечнями должностей положило всему этому конец.

https://www.youtube.com/watch?v=N8M-x8NcwSE

Их сожжение сопровождалось словами: «Да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки!» Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

С отменой местничества стало падать и значение аристократического элемента власти – Боярской думы (хотя она прекратила свою деятельность лишь при Петре I).

В известной мере это можно назвать «демократизацией» административного слоя, поскольку каждый способный дворянин мог теперь безпрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков.

Эта реформа также предварила введение в России чинов (осуществленное петровской «Табелью о рангах») и предполагала разделение военной и гражданской властей, хотя осуществить всё это в должной мере не успели из-за смерти Царя Феодора в 21-летнем возрасте.

Источник: https://valdvor.ru/kurs-lektsij/unichtozhenie-mestnichestva-istoriya-rossii.html

Приказ земского собора об отмене местничества

Приказ о местничестве

В состав первого Земского собора 1566 г. входили: освященный собор, т.е.

совет церковных сановников, Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и Так, совещание дворянских выборных было созвано в 1681 г. по вопросу об отмене местничества.

(тогда же решались вопросы об отмене местничества и выборах Петра). Судебная реформа: коронный, мировой суд, присяжные заседатели, присяжные поверенные.

Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Земские соборы в России – первое явление общественно-политической жизни, которое без всяких оговорок может быть названо сословным представительством. В 1674 году умер старший сын царя, царевич Алексей. Местничество и абсолютизм (постановка вопроса): После Земского собора 1682 г.

, отменившего местничество, официальные местнические документы государственных архивов были сожжены. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает. После собора царь иногда приглашал к своему столу “дворян и детей боярских выборных всех городов” и выборных посадских людей (соборы 1648 – 1649, 1651, 1653 гг.

).

Отмена местничества в 1682 и значение этого события. Жаркие дебаты на первом собрании общественных организаций Астраханской области с целью принятия решения об установке памятника Ивану Грозному.

Собору преподобных отцев Киево-Печерских Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 4 Столп огнезра? чный и светоно? сное со? лнце, возсия? вшее на горе? Поиск по запросу: приговор земского собора об отмене местничества год. (1 стр. из 2).

Февральское совещание 1549г. (Собор примирения) было фактически первым Земским собором.

Земские соборы – Кузнецов Алексей Викторович

Появление при московском дворе первой рукописной газеты “Куранты”. 1549 – Созыв первого Земского собора, начало деятельности Избранной рады.

Земский собор – это часть истории развития Российского общества, первые эволюционные шаги государственного аппарата в новое время, свидетельство изменений сословного строя.

Акт 12 января 1682 г. об уничтожении местничества носит название “Соборное деяние” 1413.

Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году 1682 г. января 12.

Земские соборы, являвшиеся русским национальным парламентом, в котором на основании выборности были представлены все слои русского общества, отнюдь не были простой декорацией, как нас зачастую пытаются “Соборное деяние” об отмене местничества. (Собор примирения) было фактически первым Земским собором.

Местничество в россии было отменено: михаилом федоровичем в 1625году; алексеем михайловичем в 1649году; федором алексеевичем в 1682году; софьей алексеевной в 1685году; петром алексеевичем в 1697году. Но мы должны заметить, что и в те времена, и позже отношение к местничеству не было столь повсеместно отрицательным.

Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Члены собора пошли навстречу пожеланиям властей и утвердили введение чрезвычайных налогов для продолжения войны. Царствование Федора Алексеевича оказалось в целом спокойным.

Земские Соборы Русского Государства В Xvi – Xvii Веках

Судя поэтому скрину ваш судебный приказ отменен! Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года при царе Федоре Алексеевиче.

Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Отмена кормлений позволила провести военную реформу.

В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, как являющая собой пережиток прошлого (это объективно способствовало усилению позиций дворянства). С отменой местничества значение Боярской думы окончательно падает.

Этот съезд выборных давал полный состав Земского собора, но комиссии тем не менее не соединились в соборе ни разу и заседали в разное время. Когда правил царь Федор III была успешная попытка по отмене местничества. ð С 1653 г. Практически прекращается созыв Земских соборов. ð Усилилось значение приказов (80 приказов).

ð Создан приказ тайных дел Причины отмены местничества в 80-х гг. В 1566 г. состоялся второй в истории земской собор. Право наследования переходит к его брату Федору. Превращение земских соборов в сословные совещания было обуслов Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном. порядке.

На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления. Так за кулисами земского собора состоялась негласная придворная сделка, подобная той, какая была разбита Годуновым и удалась при Шуйском.

Составлялась в Посольском приказе для информации правительства о событиях за рубежом.

Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством. 1682 г. – отмена местничества (при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а происхождение).

Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. После собора об Уложении в Москве были еще соборы в 1650, 1651 и 1653 гг.

Земская реформа: земства, земские собрания, земские управы. Местничество в истории и причины его отмены. Понятия: Земские соборы; Боярская дума; приказы; Соборное уложение. Земский собор об отмене местничества, по сути, изменил всю привычную административную структуру в нашей стране.

Местное управление – городовые воеводы (губные и земские старосты упразднены).

Термины. Поместье, барщина, Избранная рада… — Студопедия

  1. Местничество в Боярской думе
  2. Экономики и Управления.
  3. Описание и определение понятия.
  4. Царь Фёдор и отмена местничества
  5. Хроника русских соборов
  6. Сословно-представительная монархия.
  7. Земские соборы
  8. Земские соборы – «Энциклопедия»

Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Царская власть ограничивалась Боярской думой и Земским собором.

Какие вопросы рассматривались на соборах. Отношение Ивана Грозного к местничеству и новый Судебник. правительственную власть царь должен делить не только с Боярской Думой, но и с Земским Собором. Эта же мысль повела к отмене местничества в 1682 г., потом легла Определеннее передает дело человек следующего поколения, подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин.

Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы, т.е. со времени превращения бояр в обязательно-служилых людей. Первый Земский собор был созван в 1549 г.

на нём был принят Судебник Ивана IV Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. Соборы исчезли не сразу, а постепенно, подобно тому, как зародились. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове.

Ме стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Разрядные книги, в которых хранились перечни должностей, по приказу царя сожгли, введя вместо них книги родословные.

Вступая на престол Михаил обещал не править без Земского собора и Боярской Думы. Местничество – это система феодальной иерархи, при которой положение человека зависело не от личных заслуг, а от породы, то есть происхождения.

Приказ № 74 от “30” августа 2018 г. Рабочая программа по учебному предмету “История России”. Отмена местничества принесла много пользы государству. Особым приказом царя Ивана IV Симеон Бекбулатович был возведен на… российский трон.

Этот съезд выборных давал полный состав Земского собора, но комиссии, тем не менее, не соединились в соборе ни разу и заседали в разное время. Исаакиевский собор рано или поздно будет передан Русской православной церкви, но продолжит функционировать как музей. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления.

Хроника русских соборов Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились?

Царь Федор и отмена местничества – Забытая история Московии

  • Статья про отмену местничества на Руси
  • Уничтожение местничества
  • Земские Соборы Xvi-xvii Веков
  • Отмена местничества
  • Реформы Грозного 1549 — История России
  • Ликвидация местничества
  • Деятельность и значение Земского собора

Земские соборы периода “Смутного времени”. Как избирали первого царя из рода Романовых, кто за этим стоял, и могло ли быть принято другое решение? После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве.

Источник: http://appliquedz.ml/3921-prikaz-zemskogo-sobora-ob-otmene-mestnichestva

История России – тема 18

Приказ о местничестве

После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол занял его сын – трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская.

В первую очередь она расправилась с удельными князьями – братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон. Юрий был схвачен уже в 1533 г., а Андрей – в 1537 г.

В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Бельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться ко временам феодальной раздробленности. Борьба велась только из-за обладания властью и связанными с ней богатствами.

В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные новгородская и московская монетные системы).

Местное управление было укреплено проведением губной реформы. Некоторые важнейшие уголовные дела были переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост – выборных представителей местного дворянства (или земских старост – выборных из черносошных крестьян).

Тем не менее боярское правление было неблагоприятным периодом для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди были заняты отстаиванием своих собственных корыстных интересов, а не интересов страны.

Годы боярского правления наложили отпечаток и на характер Ивана IV. Наблюдая в детстве бесконечные ссоры, интриги и даже расправы с соперниками, он стал скрытным, жестоким и злопамятным. Уже в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор.

2. Венчание Ивана IV на царство

В январе 1547 г. повзрослевший Иван IV “венчался на царство”. Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения были люди, окружавшие Ивана IV, в том числе, вероятно, митрополит Макарий. При этом преследовались и внешне-, и внутриполитические цели.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово “царь” происходит от латинского “цезарь”. Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул русского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

В Европе титул “царь” нередко переводили как “император”. Это ставило русского государя выше королей и вровень с императором Священной Римской империи (Германии). Между тем великокняжеский титул считался ниже королевского.

Если князей, в том числе и великих (тверских, ярославских, рязанских и т.п.) на Руси было много, то царь – один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие.

Наконец, в Византии император считался верховным главой церкви. Принимая царский титул, московский государь как бы провозглашал себя главой православного мира, а светская власть возвышалась над церковной.

3. Московский пожар 1547 г

В июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар. Выгорела половина города. Царь бежал в подмосковное село Воробьево.

Горожане под влиянием слухов о том, что город подожгли родственники царя – Глинские – пришли толпой в Воробьево и требовали выдать поджигателей.

Ивану удалось убедить толпу разойтись, но и много лет спустя он с ужасом вспоминал об этих минутах: “Вниде страх в душу мою, и трепет в кости моя”.

Под влиянием народного волнения Иван IV осознал необходимость проведения реформ с целью укрепления государственной власти.

С 1549 г. он приблизил к себе новых советников – так называемую Избранную Раду. (Рада – от нем. rat, совет). Руководителями рады стали дворянин Алексей Федорович Адашев и духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. В 50-х гг. XVI в. Избранная рада провела ряд реформ.

4. Принятие нового Судебника

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался “государем” крестьянина и нес ответственность за его преступления. Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе.

5. Стоглавый собор

В 1551 г. состоялся церковный собор, названный Стоглавым, т.к. его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата, сквернословия.

В то же время по инициативе митрополита Макария собор утвердил решение о признании всех “местночтимых” (т.е. почитаемых лишь в отдельных местностях страны) святых общерусскими. Были утверждены также единый порядок исполнения обрядов, единый иконописный канон.

Все это способствовало укреплению религиозного единства страны.

6. Складывание приказной системы

В годы правления Избранной Рады сложилась новая система центрального управления – приказная. Уже с начала XVI в. отдельным боярам поручалось (приказывалось) ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат – дьяки и подьячие.

Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Некоторые приказы просуществовали всего несколько лет или даже месяцев, другие стали постоянными органами власти.

Важнейшие приказы: Посольский, Разбойный, Поместный, Разрядный (ведал назначением на командные должности в войсках).

Система управления приобретала отраслевой характер. Складывался профессиональный аппарат управления – опора центральной власти.

7. Реформа местного управления. Отмена кормлений

Избранная Рада провела реформу местного управления. В 1555 -1556 гг. были отменены кормления, а вся власть в уездах перешла к губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным головам, избиравшимся посадскими людьми.

Таким образом, власть сосредоточилась в руках выборных, а не назначаемых из центра людей. Это объяснялось нехваткой и людей, и средств в казне. Должность губного или земского старосты не оплачивалась. Поэтому губные старосты выполняли свою работу неохотно.

В одном документе того времени даже предписывалось отправлять на время в заключение тех губных старост, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей. После отбытия срока их вновь направляли на ту же должность.

Таким образом, и реформа, проведенная Избранной Радой, еще не создала такого типа местной власти, который характерен для централизованного государства.

8. Военная реформа

Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, ранее шедшие на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормленичий окуп. Он расходовался на возмещение затрат, понесенных служилыми людьми в походах.

Отныне всякий служилый человек должен был выставить одного воина с каждых 100 четвертей (около 170 га) принадлежавшей ему земли. С первых 100 четвертей выходил в поход он сам, с остальных – его военные холопы. Если же у дворянина было 370 четвертей, то он выходил с тремя вооруженными слугами, а за недостающие 30 четвертей получал возмещение.

Зато, если он выходил с теми же тремя слугами, но имел при этом 410 четвертей, то вносил в казну компенсацию за “лишние” 10 четвертей.

Наряду со служилыми людьми “по отечеству” (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служилые люди по “прибору” – по найму. Они получали денежное жалованье. В 1550 г. было организовано стрелецкое войско.

Стрельцы сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным, т.е. не распускалось после походов. Однако оно не было регулярным.

Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караульной службы время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалование было недостаточным.

9. Ограничение местничества

В 1550 г. было ограничено местничество. Перестала считаться местническим прецедентом служба молодых дворян. Появилась возможность назначать молодых выходцев из знатных родов на невысокие должности, где они могли набираться опыта.

Было упрощено местничество в походах. На совместной службе считались отныне все первые воеводы между собой, все вторые – между собой, и каждый первый воевода – со своим вторым.

Но первый воевода какого-либо полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка.

10. Выводы

Таким образом, Избранная Рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. В условиях отсутствия сильного профессионального аппарата власти в центре и на местах это был единственный путь, который мог быть осуществлен без избыточной жестокости.

На что следует обратить внимание при ответе:

Основная проблема внутриполитической жизни России XVI в. – пути централизации государства. Централизация – процесс закономерный, конкретные обстоятельства могут задержать его, но не повернуть вспять. Даже боярское правление – этап на пути централизации.

Говоря о венчании на царство, следует четко указать его причины и значение:

  • а) с точки зрения международного положения Русского государства,
  • б) с точки зрения взаимоотношений царя и княжеской аристократии,
  • в) с точки зрения взаимоотношений светской и церковной власти.

Важно выдержать структуру ответа по реформам Избранной рады: законодательство – церковное-религиозное (идеологическое) единение – центральное управление – местное управление – военное дело – порядок прохождения службы.

Источник: http://www.1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap18.htm

ПраваСвет
Добавить комментарий